Новости и полезная информация

Здесь вы найдёте самую свежую информацию о новых нормативных документах, касающихся организации и безопасности подводных (водолазных) работ, о происшествиях с работниками-водолазами, полезные сведения по обслуживанию водолазного снаряжения, средств обеспечения, оборудования и инструментов, - все эти вопросы составят основу программы ближайшего сбора...

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 мая 2024 г. по делу N А42-1272/2024

Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2024.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чистяковой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибМедЦентр" (2-й микрорайон, 209 "В", г. Стрежевой, Томская область, 636780, адрес для почтовой корреспонденции: Московский тракт, д. 23 г. Томск, Томская область, 634050; ОГРН 1067022007590, ИНН 7022015476) к Министерству здравоохранения Мурманской области (пр. Кольский, д. 1, г. Мурманск, 183032; ОГРН 1025100839125, ИНН 5190109972) о признании незаконным решения изложенного в приказе N 14-ЛО от 14.01.2024, при участии представителей: от заявителя - не явился, извещен, от ответчика - по доверенности Мирошниченко С.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СибМедЦентр" (далее - заявитель, Общество, ООО "СибМедЦентр") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Министерства здравоохранения Мурманской области (далее - ответчик, Министерство) изложенного в Приказе N 14-ЛО от 14.01.2024 в части отказа во внесении изменений в реестр лицензий оказываемых медицинских услуг при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по водолазной медицине.

В качестве способа восстановления нарушенных прав Общество просит обязать Министерство внести изменения в реестр лицензий на осуществление медицинской деятельности в рамках оказываемых медицинских услуг при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи по водолазной медицине как соответствие лицензиата лицензионным требованиям по следующему адресу: 184664, Мурманская обл., р-н. Кольский, с. Белокаменка, доп. тер. Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), Поз. 2.1.2 согласно ГП, Медицинский пункт Цеха изготовления металлоконструкций N 104.

В обоснование требований заявитель указал, что основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий послужило отсутствие кабинета врача по водолазной медицине, а также неукомплектация медицинского пункта барокамерой. Вместе с тем, заявитель считает, что требования к оснащению помещений для врачей-специалистов устанавливается порядком оказания медицинской помощи, утверждаемым приказом Минздрава России в зависимости от специализации оказания медицинской помощи, в отношении водолазной медицины на данный момент такой порядок не утвержден. Указывает, что, по мнению Министерства, обязательное наличие барокамеры определено в "РД 31.84.01-90. Единые правила безопасности труда на водолазных работах. Часть II. Медицинское обеспечение водолазов", утвержденным Минздравом СССР 18.11.1991", однако указанный РД не применяется.

Министерство представило отзыв, в котором с требованиями не согласилось, считает оспариваемый приказ законным и обоснованным. Указало, что в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий ООО "СибМедЦетр" выразило намерение выполнять работы (услуги) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по водолазной медицине. При проверке полноты и достоверности сведений, в том числе выездной оценки соответствия соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям" установлено несоответствием лицензионным требованиям, определенным в подпунктах "б", "ж" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденого постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 852).

Более подробно позиции сторон изложены в заявлении с дополнением к нему и отзыве.

От представителя заявителя Шкляр О.А. поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции. Заявленное ходатайство одобрено судом путем направления информации, необходимой для участия в судебном заседании путем использования системы веб-конференции. Вместе с тем, техническое подключение для участия в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, представителем заявителя обеспечено не было.

С учетом обстоятельств дела, на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя заявителя.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Как следует из материалов дела, 28.12.2023 Общество обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, в котором в связи с изменением места осуществления лицензируемого вида деятельности, изъявило желание по новому адресу оказывать следующие виды медицинских услуг: по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым), по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), по водолазной медицине.

Приказом от 28.12.2023 Министерством назначена проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах предоставленных лицензиатом - ООО "СибМедЦентр". Выездная проверка назначена по месту осуществления лицензируемой деятельности по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н., с. Белокаменка, Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) Поз. 2.1.2 согласно ГП, Медицинский пункт Цеха изготовления металлоконструкций N 104.

По итогам проверки 16.01.2023 Министерством составлен акт в соответствии, с которым, требования в части оказания медицинских услуг по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым), по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) определены как соответствующие лицензионным требованиям, а требования по оказанию медицинских услуг по водолазной медицине были признаны несоответствующеми лицензионным требованиям.

На основании указанного акта Министерством принят приказ от 17.01.2024 N 14-ЛО, согласно которому, в том числе, отказано во внесении изменений в реестр лицензий по заявленному адресу в части выполнения заявленных работ, оказываемых услуг, в отношении которых соответствие лицензиата лицензионным требованиям не было подтверждено в ходе выездной оценки: при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: водолазной медицине.

Не согласившись с приказом Министерства в вышеуказанной части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (уточненным).

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в следующих случаях изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица (пункт 3 части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).

Основанием отказа в предоставлении лицензии согласно части 19 статьи 18 и пункту 2 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ является, в числе прочих, установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности определены в пунктах 5 и 6 Положения N 852.

Согласно подпункту "ж" пункта 5 Положения N 852 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются в том числе: размещение в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - единая система) сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций) и о лицах, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (в федеральном регистре медицинских работников), в составе, установленном Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (в редакции действующей в спорный период).

Из материалов дела следует, что в федеральном реестре медицинских организаций содержатся сведения о специалисте, принятом на должность врача по специальности "водолазная медицина" на 0,1 ставки, основным местом работы которого является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет".

Согласно предоставленному заявителем договору субподряда N 3000-EWP17-CS-6110-001 от 11.07.2022 (далее - Договор субподряда), заключенному между ООО "Нова энерджис" и ООО "СибМедЦентр" (далее - субподрядчик), субподрядчик выполняет работы, определяемые как медицинские услуги, на заводе "Новатэк-Мурманск".

Пунктом 2 формы 6/А - сертификата передачи сооружений "Новатэк-Мурманск" N NOE-CCM-HO-002 к договору субподряда определено, что субподрядчик обязуется использовать переданные сооружения ВС "Новатэк-Мурманск" исключительно для выполнения работ по договору субподряда. Перечень работ данным документом не определен, но в дополнении N 1 к Сертификату поименован перечень сооружений ВС "Новатэк-Мурманск" с указанием номеров кабинетов, названий кабинетов и их площадей, которые объединены в медицинский пункт Цеха изготовления металлоконструкций N 104 ("Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений" (ЦСКМС) Поз.2.1.2 согласно ГП).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.02.2022 N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" в состав информации, в обязательном порядке размещаемой в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения включены сведения о структурных подразделениях медицинской или фармацевтической организации, организации, являющейся соискателем лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В федеральном реестре медицинских организаций в карточке структурного подразделения по заявленному Обществу адресу, указано 5 кабинетов для проведения медицинских осмотров (предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых), что соответствует количеству кабинетов, переданных заявителю по Договору субподряда и отсутствуют сведения о наличии кабинета врача по водолазной медицине. Отсутствие в федеральном реестре медицинских организаций указанных сведений является несоответствием лицензионным требованиям, определенным в подпункте "ж" пункта 5 Положения N 852, так как свидетельствуют о том, что ООО "СибМедЦентр", заполняя сведения в федеральном реестре медицинских организаций, не предполагало оказывать медицинскую помощь по водолазной медицине по заявленному адресу, поскольку не включило соответствующее структурное подразделение в состав медицинского пункта.

Подпунктом "б" пункта 5 Положения N 852 требованием, предъявляемым к лицензиату является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Из представленной оборотно-сальдовой ведомости по счету МЦ.04 "Материальные ценности в эксплуатации" следовало отсутствие на балансе ООО "СибМедЦентр" барокамеры. Наличие барокамеры, необходимой для выполнения работ (услуг) по водолазной медицине, определено "РД 31.84.01-90. Единые правила безопасности труда на водолазных работах. Часть II. Медицинское обеспечение водолазов", утвержденным Минздравом СССР 18.11.1991 (далее - РД 31.84.01-90). Отсутствие барокамеры не позволяет при необходимости провести мероприятия по специализированной медицинской помощи - лечебной рекомпрессии.

Ссылка заявителя на невозможность применения РД 31.84.01-90 к рассматриваемым правоотношениям в связи с распространением в отношении указанного документа "регуляторной гильотины", предусмотренной Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), судом отклоняется.

Письмом Минздравсоцразвития России от 24.04.2012 N 22-3/10/2-4149 "По вопросу применения нормативных актов, регламентирующих вопросы проведения водолазных работ" указало, что в связи с утверждением приказом Минздравсоцразвития России от 13.04.2007 N 269 Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ Единые правила безопасности труда на водолазных работах РД 31.84.01-90, утвержденные Министерством морского флота СССР, не применяются в части требований охраны труда. Остальные положения указанных Единых правил безопасности труда до выхода соответствующих нормативных правовых актов применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

Таким образом, в части требований, предъявляемых к медицинскому обеспечению водолазов подлежат применению положения РД 31.84.01-90.

Кроме того, требования о наличии барокамеры при оказании медицинской помощи водолазам также предусмотрены в Приказе Минтруда России от 17.12.2020 N 922н "Об утверждении Правил по охране труда при проведении водолазных работ".

Довод Общества о том, что пострадавший водолаз может быть доставлен им ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" где есть барокамера, является несостоятельным, поскольку, по информации ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина" (исх. N 041/336-АГ от 06.03.2024) барокамера на балансе учреждения отсутствует, и возможности проведения лечебной рекомпрессии пострадавшим водолазам нет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие у заявителя кабинета врача по водолазной медицине, а также неукомплектация медицинского пункта барокамерой в нарушение требований установленных подпунктами "б", "ж" пункта 5 Положения N 852 явилось правомерным основанием для отказа Обществу во внесении изменений в реестр лицензии в части оказания услуг по водолазной медицине.

Суд также принимает во внимание, что внесение изменений в реестр лицензий в части выполнений заявленных работ по водолазной медицине при отсутствие кабинета врача и неукомплектованного пункта барокамерой будет свидетельствовать о неоказании услуги в полном объеме согласно протоколу, порядку или стандарту оказания медицинской помощи в рамках лицензии по водолазной медицине, что является нарушением норм о лицензировании, поскольку по смыслу приведенных выше норм само по себе наличие лицензии предусматривает оказание медицинских услуг, за которыми обращается пациент, в полном объеме, то есть в объеме, предусмотренном протоколом лечения.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что приказ Министерства в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества; оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

При обращении в суд заявителем платежным поручением N 2063 от 13.02.2024 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.

В соответствии с положениями части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины остаются на заявителе.

В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд.

Судья А.Е.КАРАЧЕВА